РУС БЕЛ ENG

Школа Активного Гражданина

Изучение истории Великой Отечественной войны

19.05.2022

19 мая у памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, прошел урок-митинг «Итоги и уроки войны. Память о войне» в рамках  информационно-образовательного проекта «ШАГ». 

Участники «прошли» по дорогам великих сражений, начиная с Брестской крепости и заканчивая освободительными операциями 1945 года. К мероприятию девятиклассники подготовили сообщения о героических подвигах земляков.

Продолжением митинга стала литературно-музыкальная композиция. В ходе мероприятия прозвучали стихи Степана Щипачева «22 июня 1941 года», Анатолия Астрейко «Беларусь-партызанка», Сергея Законникова «Хатынь», Николая Метлицкого «Вызваленне».

Погрузиться в атмосферу военного времени помогало музыкальное сопровождение и голос Юрия Левитана, видеоролик «Освобождение Белоруссии».

В заключении мероприятия ребята вспомнили подвиг героев нашего времени майора Андрея Ничипорчика и лейтенанта Никиты Куконенко, почтили память всех погибших минутой молчания.

                       

__________________________________________________________________________

 

5 мая в школьном музее прошёл урок мужества по теме: «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн» в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ».

Старшеклассники подготовили сообщения о важнейших операциях войск Красной Армии и ее союзников в 1944-1945 гг. в Европе.

В музее ребята прочитали материалы, которые содержат воспоминания земляков – свидетелей событий   военного времени; о том, как люди встретили весть о победе над фашистской Германией.

В заключении старшеклассники поделились мнениями, почему сегодня принципиально важно помнить уроки Второй мировой войны.

    

  

 


21 апреля девятиклассники продолжили изучение истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ», обсудили тему «Освобождение Беларуси от германских захватчиков». Мероприятие прошло в форме круглого стола.

Учащиеся подготовили выступления о ходе белорусской наступательной операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 г.), узнали о деятельности четырёх фронтов.

 В ходе мероприятия девятиклассники посмотрели и обсудили кадры редкой кинохроники об освобождении Полоцка, о подвиге 23 воинов-гвардейцев.

При проведении мероприятия были дополнительно использованы энциклопедии, презентация, архивные фотоматериалы.

В заключении ребята высказали свои мнения о военно-политическом значении операции «Багратион».

  

  

 


  В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» 7 апреля девятиклассники изучили тему «Советский тыл в годы

войны».

   В ходе дискуссии ребята получили ответы на ряд вопросов:

- Какие новые виды вооружения и военной техники были разработаны и начали выпускаться в СССР в годы войны?

- В чем, по вашему мнению, заключался «трудовой подвиг” советского народа в годы Великой Отечественной войны?

- Согласны ли вы с утверждением, что важным условием победы СССР в войне стала работа тыла?

Учащиеся посмотрели и обсудили видеоролик о культурной жизни в советском тылу.

В ходе подведения итогов ребята пришли к выводу, что трудящиеся Беларуси, эвакуированные на восток страны, внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

 

 


17 февраля прошло занятие по изучению истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ»  в 9 классе по теме «Формы и методы борьбы подпольщиков».

Ребята узнали о подпольной антифашистской  борьбе  в Минске, Витебске, о подвиге обольских подпольщиков, о деятельности  группы «Орлята»( Оршанский железнодорожный узел).

Девятиклассники прослушали сообщения о Героях Советского Союза: Зинаиде Портновой и  Ефросиньи Зеньковой. Посмотрели видеофильм об участницах Минского подполья: Елене  Мазаник, Марии  Осиповой и Надежде Троян, узнали детали операции по уничтожению генерального комиссара (гауляйтера) Беларуси Вильгельма Кубе.

Подводя итоги, ученики отметили огромное значение  подпольной борьбы  в  разгроме немецко-фашистских захватчиков.

 

  


3 марта  в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ»  прошёл час вопросов и ответов для девятиклассников по теме «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан».

Ребята изучили этапы «Рельсовой войны» - крупнейшей операции партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага; познакомились с организацией агитационно-пропагандистской работы партизан и подпольщиков на оккупированной территории, прослушали сообщение о подвиге 17-летнего партизана бригады имени            Ф.Э. Дзержинского Николая Гойшика, посмотрели и обсудили видеофильм о руководителе партизанского подполья в г.Орша Константине Заслонове.

С помощью Интернет-ресурсов дети узнали о событиях, которые происходили на территории  Полоцко-Лепельской партизанской зоны.

В итоге  девятиклассники сделали вывод, что деятельность партизан и подпольщиков сыграла немаловажную роль в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

 


17 февраля в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» прошел урок мужества             "Подпольная борьба".

Учитель истории Александр Иванович актуализировал  знания учащихся об организации подпольной борьбы, о партийном, комсомольском подполье, антифашистских группах и организациях в условиях оккупации, их структуре.  Ребята еще раз убедились, что жители оккупированных городов и других населенных пунктов Советского Союза оказывали активное сопротивление захватчикам  нашей страны.

Продолжение урока мужества было в библиотеке. Ульянович Ирина Николаевна представила вниманию ребят презентацию книги нашего земляка, участника подпольного движения Нестеренко Владимира Александровича «Юность, опаленная войной». С первых дней оккупации автор вместе со своими сверстниками  вступил в тяжелую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, прошел путь от подпольщика, рядового бойца до начальника штаба 1-го Калининского отряда 2-ой Дриссенской партизанской бригады. Ребята, затаив дыхание, слушали рассказ о подпольщиках-земляках.  

Учащиеся рассмотрели выставку, посвященную Великой Отечественной войне, которая включает альбомы, архивные документы, материалы об участниках войны,  наших односельчанах. Заострила внимание ребят Ирина Николаевна на воспоминаниях Нестеренко Е.В. о работе подпольной группы «Патриот».

Закончили урок мужества словами с книги нашего земляка Нестеренко В.А.: «Наш святой долг сделать все, чтобы никто не был забыт, ничто не было забыто. И те, кто живет сегодня, и те, кто родится через десятки лет, должны знать правду о том, как досталась победа над коричневой чумой фашизма, какой ценой она оплачена, какими  слезами оплакана».

  


 

3 февраля в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» был организован час вопросов и ответов по теме «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях».

Девятиклассники обсудили и проанализировали темы, которые изучали на уроках «Всемирной истории» (тема «Борьба с захватчиками на оккупированной территории»), «Истории Беларуси» (тема «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»).

Помимо этого учащиеся совершили виртуальную экскурсию в партизанскую столицу Беларуси - Россонщину, посетили самый большой музей, посвященный партизанам, полностью реконструированный партизанский лагерь.

Ребята подготовили выступления о подвигах подростков и молодежи в годы Великой Отечественной войны; вспомнили биографию пионера-героя Лёни Косача, уроженца д. Грамоще, именем которого названа наша дружина; узнали о мужестве Жени Позднякова (д.Кушлики Полоцкого района).

В итоге ребята самостоятельно поработали с материалами интернет-проекта «Партизаны Беларуси» (https://partizany.by), отметили, что тема сегодняшнего разговора весьма актуальна для них.

https://partizany.by

 

 


20 января для учащихся IX класса был организован информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Политика геноцида, грабежа и насилия».

        Мероприятие прошло в форме виртуальной экскурсии в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной

войны.

       Учащиеся ознакомились с содержанием следующих информационных блоков:

Блок «Политика геноцида: концентрационные лагеря, гетто карательные операции, депортация населения на принудительные работы в Германию»;

      Блок «Экономическая политика германских оккупационных властей»;

       Блок «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».

       В ходе экскурсии девятиклассники получили ответы на следующие вопросы:

  -Почему евреи выселялись в отдельные районы? Какое название получили районы для проживания евреев?

 -Какие цели преследовало германское командование, осуществляя на территории Беларуси свою экономическую политику?

 - Какая роль отводилась церкви в оккупационной политике немецко-фашистских властей?

 

    В итоге ребята смогли понять, почему фашистам не удалось осуществить свои планы ни с помощью агитации, ни с помощью лояльного отношения к населению, почему с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление.

     Старшеклассники в очередной раз убедились, что историческая правда должна жить, какой бы страшной она не была.

    

    

 

 


16 декабря в школьном музее прошёл урок на тему «Германский

оккупационный режим».

В ходе обсуждения учащиеся познакомились с содержанием следующих информационных блоков:

«Новый порядок»;

«Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»;

«Оккупационный аппарат управления»;

«Коллаборационизм».

При объяснении темы учитель использовал богатый краеведческий материал школьного музея.

Ребята узнали о малоизвестных фактах из истории Полотчины, об ужасах лагеря для гражданского населения в деревне Лисуны, о трагической судьбе деревни Замогилки, на месте которой установлен памятник сожжённым жителям и погибшим партизанам.

Фотографии, подборки старых газет, документы и личные вещи, собранные в музее, рассказали ребятам о судьбах наших земляков, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

Завершением урока стала видеопрезентация «Новый порядок» оккупантов».

  

  

   

 


2 декабря 2021 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялся семинар-практикум по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».

Учитель истории познакомил старшеклассников с содержанием следующих информационных блоков:

1.Блок «От Москвы до Сталинграда»;

2.Блок «Проблема открытия Второго фронта»;

3.Блок «Тегеранская конференция».

Битвы 1942–1943 гг., белорусы - защитники Сталинграда, проблема открытия второго фронта, Касабланская конференция, роль Тегеранской конференции в деятельности антигитлеровской коалиции - эти и другие вопросы были в фокусе изучения и обсуждения девятиклассников.

С помощью документальной хроники все присутствующие перенеслись в 1942-1943 года и стали свидетелями Сталинградской битвы.

В заключении семинара девятиклассники составили синхроническую таблицу «Боевые действия Советского Союза и его союзников по антигитлеровской коалиции в 1942-1943гг.

  

   


Сегодня, 18 ноября, в нашем учреждении образования для девятиклассников прошёл информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» по теме «Крах “молниеносной войны”».  Ребята изучили события, происходившие в начале Великой Отечественной войны, проанализировали, систематизировали, высказали свою точку зрения.

Старшеклассники узнали, что первые полгода Великой Отечественной войны были непростым временем испытания мужества народов Советского Союза и его армии:

территория Беларуси была захвачена германским вермахтом;

произошла Смоленская битва, которая имела стратегическое значение;

шли кровопролитные бои на Ленинградском направлении и на Украине; 

Красная Армия одержала победу под Москвой;

США вступили в войну, создана антигитлеровская коалиция.

Девятиклассники пришли к выводу, что эти полгода стали началом поражения гитлеровского вермахта. Стратегия «молниеносной войны», которая оправдала себя в боевых действиях на Западе, в СССР потерпела крах.

    Мероприятие прошло в форме диалога, имело информационно-познавательный характер.

     

     

 

 


 

21.10.2021 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялся диалог с девятиклассниками по теме «Начало Великой Отечественной войны».

Учитель истории познакомил старшеклассников с содержанием следующих информационных блоков:

блок «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза»;

блок «План “Барбаросса”»;

блок «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои»;

блок «Деятельность советского руководства

по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация».

План «Ост», стратегия «блицкрига», подвиги Советских пограничников в первые дни войны, деятельность народного ополчения - эти и другие вопросы были в фокусе обсуждения девятиклассников.

В частности, во время разговора учащиеся 9 класса узнали:

почему основное направление удара германской армии было выбрано через Беларусь;

чем была обусловлена выбранная германским руководством стратегия «блицкрига» для разгрома СССР;

почему Советский Союз понес такие большие потери в первые дни войны;

почему руководство СССР призывало не оставлять на оккупированной территории материальные ценности, уничтожать государственные запасы продовольствия;

какие органы были созданы в СССР для управления страной в военное время.

С помощью документальной хроники все присутствующие перенеслись в 1941 год и стали свидетелями военных действий первых дней Великой Отечественной войны.

В ходе диалога девятиклассники пришли к выводу, что благодаря подвигу советских пограничников, Красной Армии, народного ополчения планы гитлеровцев - завершить военную операцию против СССР до 1 октября 1941 г.  были сорваны.

       

 


    

7 октября 2021 года для учащихся IX класса был организован очередной информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме "СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны".

        Мероприятие прошло в форме «политической дискуссии».

Учащиеся ознакомились с содержанием следующих информационных блоков:

блок «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»;

блок «Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа»;

блок «Вооруженные силы СССР»;

блок «Западный Особый военный округ».

       В ходе обсуждения девятиклассники получили ответы на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, какие мероприятия руководства Советского Союза по укреплению обороноспособности страны имели наибольшее значение для победы советского народа в Великой Отечественной войне? Свое мнение объясните.
  2. В стране ускоренными темпами развивалась оборонная промышленность. Были разработаны новые виды вооружений и боевой техники. Как вы думаете почему, несмотря на проведенную работу по укреплению обороноспособности страны, Красная Армия летом 1941 года вынуждена была отступать?
  3. Какое значение, на ваш взгляд, имело создание в СССР и БССР в 1930-ые гг. физкультурных, спортивных обществ, проведение соревнований «Готов к труду и обороне»?
  4. Как вы думаете, с чем было связано принятие в СССР 1 сентября 1939 г Закона о всеобщей воинской обязанности?
  5. Что было сделано советским руководством в 1930-ые гг. для укрепления Вооруженных Сил СССР?

     Участники информационного часа высказали противоположные мнения, обстоятельно проанализировали положение СССР и Беларуси накануне Великой Отечественной войны.

  При проведении мероприятия были дополнительно использованы энциклопедии, видеоматериалы, презентации.

   

     


    

Сегодня, 22 сентября, ребята V - VIII классов совершили виртуальную экскурсию по Брестской крепости, познакомились с героической страницей нашей истории. Они с интересом рассматривали монумент «Мужество», композицию «Жажда», Холмские ворота, прошли по залам Музея обороны Брестской крепости.

Рассказ учителя, презентация, видео, фотографии не только перенесли ребят в далёкий 1941 год. Мы вместе переживали страшные дни нашей истории.

И это не случайно.

Ведь именно 50 лет назад, 25 сентября 1971 года, создан мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой".

Когда говорят о мужестве,  

вспоминают Брест,

Когда говорят об испытаниях,

вспоминают Брест,

Когда говорят о жизнях,

отданных за нашу землю,

вспоминают Брест.

С Бреста начинается отсчет трагических…кровопролитных…  безжалостных событий Великой Отечественной войны.


 16 сентября 2021 года для  учащихся IX  класса был организован  информационный  час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Начало Второй мировой войны», посвящённый Дню народного единства.

Встреча прошла в форме устного журнала, где зрителями стали ученики VII-VIII классов.

 Для проведения классного часа была создана редакционная коллегия в составе девятиклассников.

Каждая «страничка» журнала - краткое устное сообщение учащихся, которое было проиллюстрировано презентацией. Ведущие  «страницы», девятиклассники,  готовили материалы заранее.

В выпуске устного журнала 16 сентября были представлены следующие вопросы:

  1. Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны.

2.Поход советских войск в Западную Беларусь.

3.Воссоединение Беларуси. Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР.

Каждый участник имел возможность высказать свое мнение о событиях, которые происходили в далёком 1939 году. Ребята узнали об операции «Гиммлер»,  положившей начало Второй мировой войне, об историческом значении воссоединения Западной Белоруссии и БССР,  переменах, которые  произошли в общественной и культурной жизни присоединенных территорий.

Девятиклассники пришли к выводу, что восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.


Сегодня, 2 сентября,  в нашем учреждении образования для девятиклассников прошёл первый информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ», где ребята узнали о международном положении накануне Второй мировой войны, а также получили ответы на следующие вопросы:

  • Итоги Первой мировой войны.
  • Политические цели ведущих стран после Первой мировой войны.
  • Приход фашистов к власти в Италии и Германии.
  • Политика «умиротворения» агрессора западноевропейских стран.
  • Очаги военной напряженности в 1930-ые гг.
  • Попытки создания системы коллективной безопасности. Германо-советский договор о ненападении».

Мероприятие прошло в форме круглого стола, имело информационно-познавательный характер.

    

         

    

__________________________________________________________________________

Информационные материалы

26 января, четверг

Круглый стол «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики»

подробнее...