Изучение истории Великой Отечественной войны
19.05.202219 мая у памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, прошел урок-митинг «Итоги и уроки войны. Память о войне» в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ».
Участники «прошли» по дорогам великих сражений, начиная с Брестской крепости и заканчивая освободительными операциями 1945 года. К мероприятию девятиклассники подготовили сообщения о героических подвигах земляков.
Продолжением митинга стала литературно-музыкальная композиция. В ходе мероприятия прозвучали стихи Степана Щипачева «22 июня 1941 года», Анатолия Астрейко «Беларусь-партызанка», Сергея Законникова «Хатынь», Николая Метлицкого «Вызваленне».
Погрузиться в атмосферу военного времени помогало музыкальное сопровождение и голос Юрия Левитана, видеоролик «Освобождение Белоруссии».
В заключении мероприятия ребята вспомнили подвиг героев нашего времени майора Андрея Ничипорчика и лейтенанта Никиты Куконенко, почтили память всех погибших минутой молчания.
__________________________________________________________________________
5 мая в школьном музее прошёл урок мужества по теме: «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн» в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ».
Старшеклассники подготовили сообщения о важнейших операциях войск Красной Армии и ее союзников в 1944-1945 гг. в Европе.
В музее ребята прочитали материалы, которые содержат воспоминания земляков – свидетелей событий военного времени; о том, как люди встретили весть о победе над фашистской Германией.
В заключении старшеклассники поделились мнениями, почему сегодня принципиально важно помнить уроки Второй мировой войны.
21 апреля девятиклассники продолжили изучение истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ», обсудили тему «Освобождение Беларуси от германских захватчиков». Мероприятие прошло в форме круглого стола.
Учащиеся подготовили выступления о ходе белорусской наступательной операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 г.), узнали о деятельности четырёх фронтов.
В ходе мероприятия девятиклассники посмотрели и обсудили кадры редкой кинохроники об освобождении Полоцка, о подвиге 23 воинов-гвардейцев.
При проведении мероприятия были дополнительно использованы энциклопедии, презентация, архивные фотоматериалы.
В заключении ребята высказали свои мнения о военно-политическом значении операции «Багратион».
В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» 7 апреля девятиклассники изучили тему «Советский тыл в годы
войны».
В ходе дискуссии ребята получили ответы на ряд вопросов:
- Какие новые виды вооружения и военной техники были разработаны и начали выпускаться в СССР в годы войны?
- В чем, по вашему мнению, заключался «трудовой подвиг” советского народа в годы Великой Отечественной войны?
- Согласны ли вы с утверждением, что важным условием победы СССР в войне стала работа тыла?
Учащиеся посмотрели и обсудили видеоролик о культурной жизни в советском тылу.
В ходе подведения итогов ребята пришли к выводу, что трудящиеся Беларуси, эвакуированные на восток страны, внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
17 февраля прошло занятие по изучению истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» в 9 классе по теме «Формы и методы борьбы подпольщиков».
Ребята узнали о подпольной антифашистской борьбе в Минске, Витебске, о подвиге обольских подпольщиков, о деятельности группы «Орлята»( Оршанский железнодорожный узел).
Девятиклассники прослушали сообщения о Героях Советского Союза: Зинаиде Портновой и Ефросиньи Зеньковой. Посмотрели видеофильм об участницах Минского подполья: Елене Мазаник, Марии Осиповой и Надежде Троян, узнали детали операции по уничтожению генерального комиссара (гауляйтера) Беларуси Вильгельма Кубе.
Подводя итоги, ученики отметили огромное значение подпольной борьбы в разгроме немецко-фашистских захватчиков.
3 марта в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» прошёл час вопросов и ответов для девятиклассников по теме «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан».
Ребята изучили этапы «Рельсовой войны» - крупнейшей операции партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага; познакомились с организацией агитационно-пропагандистской работы партизан и подпольщиков на оккупированной территории, прослушали сообщение о подвиге 17-летнего партизана бригады имени Ф.Э. Дзержинского Николая Гойшика, посмотрели и обсудили видеофильм о руководителе партизанского подполья в г.Орша Константине Заслонове.
С помощью Интернет-ресурсов дети узнали о событиях, которые происходили на территории Полоцко-Лепельской партизанской зоны.
В итоге девятиклассники сделали вывод, что деятельность партизан и подпольщиков сыграла немаловажную роль в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
17 февраля в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» прошел урок мужества "Подпольная борьба".
Учитель истории Александр Иванович актуализировал знания учащихся об организации подпольной борьбы, о партийном, комсомольском подполье, антифашистских группах и организациях в условиях оккупации, их структуре. Ребята еще раз убедились, что жители оккупированных городов и других населенных пунктов Советского Союза оказывали активное сопротивление захватчикам нашей страны.
Продолжение урока мужества было в библиотеке. Ульянович Ирина Николаевна представила вниманию ребят презентацию книги нашего земляка, участника подпольного движения Нестеренко Владимира Александровича «Юность, опаленная войной». С первых дней оккупации автор вместе со своими сверстниками вступил в тяжелую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, прошел путь от подпольщика, рядового бойца до начальника штаба 1-го Калининского отряда 2-ой Дриссенской партизанской бригады. Ребята, затаив дыхание, слушали рассказ о подпольщиках-земляках.
Учащиеся рассмотрели выставку, посвященную Великой Отечественной войне, которая включает альбомы, архивные документы, материалы об участниках войны, наших односельчанах. Заострила внимание ребят Ирина Николаевна на воспоминаниях Нестеренко Е.В. о работе подпольной группы «Патриот».
Закончили урок мужества словами с книги нашего земляка Нестеренко В.А.: «Наш святой долг сделать все, чтобы никто не был забыт, ничто не было забыто. И те, кто живет сегодня, и те, кто родится через десятки лет, должны знать правду о том, как досталась победа над коричневой чумой фашизма, какой ценой она оплачена, какими слезами оплакана».
3 февраля в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» был организован час вопросов и ответов по теме «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях».
Девятиклассники обсудили и проанализировали темы, которые изучали на уроках «Всемирной истории» (тема «Борьба с захватчиками на оккупированной территории»), «Истории Беларуси» (тема «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»).
Помимо этого учащиеся совершили виртуальную экскурсию в партизанскую столицу Беларуси - Россонщину, посетили самый большой музей, посвященный партизанам, полностью реконструированный партизанский лагерь.
Ребята подготовили выступления о подвигах подростков и молодежи в годы Великой Отечественной войны; вспомнили биографию пионера-героя Лёни Косача, уроженца д. Грамоще, именем которого названа наша дружина; узнали о мужестве Жени Позднякова (д.Кушлики Полоцкого района).
В итоге ребята самостоятельно поработали с материалами интернет-проекта «Партизаны Беларуси» (https://partizany.by), отметили, что тема сегодняшнего разговора весьма актуальна для них.
20 января для учащихся IX класса был организован информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Политика геноцида, грабежа и насилия».
Мероприятие прошло в форме виртуальной экскурсии в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной
войны.
Учащиеся ознакомились с содержанием следующих информационных блоков:
Блок «Политика геноцида: концентрационные лагеря, гетто карательные операции, депортация населения на принудительные работы в Германию»;
Блок «Экономическая политика германских оккупационных властей»;
Блок «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».
В ходе экскурсии девятиклассники получили ответы на следующие вопросы:
-Почему евреи выселялись в отдельные районы? Какое название получили районы для проживания евреев?
-Какие цели преследовало германское командование, осуществляя на территории Беларуси свою экономическую политику?
- Какая роль отводилась церкви в оккупационной политике немецко-фашистских властей?
В итоге ребята смогли понять, почему фашистам не удалось осуществить свои планы ни с помощью агитации, ни с помощью лояльного отношения к населению, почему с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление.
Старшеклассники в очередной раз убедились, что историческая правда должна жить, какой бы страшной она не была.
16 декабря в школьном музее прошёл урок на тему «Германский
оккупационный режим».
В ходе обсуждения учащиеся познакомились с содержанием следующих информационных блоков:
«Новый порядок»;
«Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»;
«Оккупационный аппарат управления»;
«Коллаборационизм».
При объяснении темы учитель использовал богатый краеведческий материал школьного музея.
Ребята узнали о малоизвестных фактах из истории Полотчины, об ужасах лагеря для гражданского населения в деревне Лисуны, о трагической судьбе деревни Замогилки, на месте которой установлен памятник сожжённым жителям и погибшим партизанам.
Фотографии, подборки старых газет, документы и личные вещи, собранные в музее, рассказали ребятам о судьбах наших земляков, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.
Завершением урока стала видеопрезентация «Новый порядок» оккупантов».
2 декабря 2021 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялся семинар-практикум по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».
Учитель истории познакомил старшеклассников с содержанием следующих информационных блоков:
1.Блок «От Москвы до Сталинграда»;
2.Блок «Проблема открытия Второго фронта»;
3.Блок «Тегеранская конференция».
Битвы 1942–1943 гг., белорусы - защитники Сталинграда, проблема открытия второго фронта, Касабланская конференция, роль Тегеранской конференции в деятельности антигитлеровской коалиции - эти и другие вопросы были в фокусе изучения и обсуждения девятиклассников.
С помощью документальной хроники все присутствующие перенеслись в 1942-1943 года и стали свидетелями Сталинградской битвы.
В заключении семинара девятиклассники составили синхроническую таблицу «Боевые действия Советского Союза и его союзников по антигитлеровской коалиции в 1942-1943гг.
Сегодня, 18 ноября, в нашем учреждении образования для девятиклассников прошёл информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» по теме «Крах “молниеносной войны”». Ребята изучили события, происходившие в начале Великой Отечественной войны, проанализировали, систематизировали, высказали свою точку зрения.
Старшеклассники узнали, что первые полгода Великой Отечественной войны были непростым временем испытания мужества народов Советского Союза и его армии:
территория Беларуси была захвачена германским вермахтом;
произошла Смоленская битва, которая имела стратегическое значение;
шли кровопролитные бои на Ленинградском направлении и на Украине;
Красная Армия одержала победу под Москвой;
США вступили в войну, создана антигитлеровская коалиция.
Девятиклассники пришли к выводу, что эти полгода стали началом поражения гитлеровского вермахта. Стратегия «молниеносной войны», которая оправдала себя в боевых действиях на Западе, в СССР потерпела крах.
Мероприятие прошло в форме диалога, имело информационно-познавательный характер.
21.10.2021 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялся диалог с девятиклассниками по теме «Начало Великой Отечественной войны».
Учитель истории познакомил старшеклассников с содержанием следующих информационных блоков:
блок «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза»;
блок «План “Барбаросса”»;
блок «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои»;
блок «Деятельность советского руководства
по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация».
План «Ост», стратегия «блицкрига», подвиги Советских пограничников в первые дни войны, деятельность народного ополчения - эти и другие вопросы были в фокусе обсуждения девятиклассников.
В частности, во время разговора учащиеся 9 класса узнали:
почему основное направление удара германской армии было выбрано через Беларусь;
чем была обусловлена выбранная германским руководством стратегия «блицкрига» для разгрома СССР;
почему Советский Союз понес такие большие потери в первые дни войны;
почему руководство СССР призывало не оставлять на оккупированной территории материальные ценности, уничтожать государственные запасы продовольствия;
какие органы были созданы в СССР для управления страной в военное время.
С помощью документальной хроники все присутствующие перенеслись в 1941 год и стали свидетелями военных действий первых дней Великой Отечественной войны.
В ходе диалога девятиклассники пришли к выводу, что благодаря подвигу советских пограничников, Красной Армии, народного ополчения планы гитлеровцев - завершить военную операцию против СССР до 1 октября 1941 г. были сорваны.
7 октября 2021 года для учащихся IX класса был организован очередной информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме "СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны".
Мероприятие прошло в форме «политической дискуссии».
Учащиеся ознакомились с содержанием следующих информационных блоков:
блок «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»;
блок «Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа»;
блок «Вооруженные силы СССР»;
блок «Западный Особый военный округ».
В ходе обсуждения девятиклассники получили ответы на следующие вопросы:
- Как вы думаете, какие мероприятия руководства Советского Союза по укреплению обороноспособности страны имели наибольшее значение для победы советского народа в Великой Отечественной войне? Свое мнение объясните.
- В стране ускоренными темпами развивалась оборонная промышленность. Были разработаны новые виды вооружений и боевой техники. Как вы думаете почему, несмотря на проведенную работу по укреплению обороноспособности страны, Красная Армия летом 1941 года вынуждена была отступать?
- Какое значение, на ваш взгляд, имело создание в СССР и БССР в 1930-ые гг. физкультурных, спортивных обществ, проведение соревнований «Готов к труду и обороне»?
- Как вы думаете, с чем было связано принятие в СССР 1 сентября 1939 г Закона о всеобщей воинской обязанности?
- Что было сделано советским руководством в 1930-ые гг. для укрепления Вооруженных Сил СССР?
Участники информационного часа высказали противоположные мнения, обстоятельно проанализировали положение СССР и Беларуси накануне Великой Отечественной войны.
При проведении мероприятия были дополнительно использованы энциклопедии, видеоматериалы, презентации.
Сегодня, 22 сентября, ребята V - VIII классов совершили виртуальную экскурсию по Брестской крепости, познакомились с героической страницей нашей истории. Они с интересом рассматривали монумент «Мужество», композицию «Жажда», Холмские ворота, прошли по залам Музея обороны Брестской крепости.
Рассказ учителя, презентация, видео, фотографии не только перенесли ребят в далёкий 1941 год. Мы вместе переживали страшные дни нашей истории.
И это не случайно.
Ведь именно 50 лет назад, 25 сентября 1971 года, создан мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой".
Когда говорят о мужестве,
вспоминают Брест,
Когда говорят об испытаниях,
вспоминают Брест,
Когда говорят о жизнях,
отданных за нашу землю,
вспоминают Брест.
С Бреста начинается отсчет трагических…кровопролитных… безжалостных событий Великой Отечественной войны.
16 сентября 2021 года для учащихся IX класса был организован информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Начало Второй мировой войны», посвящённый Дню народного единства.
Встреча прошла в форме устного журнала, где зрителями стали ученики VII-VIII классов.
Для проведения классного часа была создана редакционная коллегия в составе девятиклассников.
Каждая «страничка» журнала - краткое устное сообщение учащихся, которое было проиллюстрировано презентацией. Ведущие «страницы», девятиклассники, готовили материалы заранее.
В выпуске устного журнала 16 сентября были представлены следующие вопросы:
- Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны.
2.Поход советских войск в Западную Беларусь.
3.Воссоединение Беларуси. Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР.
Каждый участник имел возможность высказать свое мнение о событиях, которые происходили в далёком 1939 году. Ребята узнали об операции «Гиммлер», положившей начало Второй мировой войне, об историческом значении воссоединения Западной Белоруссии и БССР, переменах, которые произошли в общественной и культурной жизни присоединенных территорий.
Девятиклассники пришли к выводу, что восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.
Сегодня, 2 сентября, в нашем учреждении образования для девятиклассников прошёл первый информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ», где ребята узнали о международном положении накануне Второй мировой войны, а также получили ответы на следующие вопросы:
- Итоги Первой мировой войны.
- Политические цели ведущих стран после Первой мировой войны.
- Приход фашистов к власти в Италии и Германии.
- Политика «умиротворения» агрессора западноевропейских стран.
- Очаги военной напряженности в 1930-ые гг.
- Попытки создания системы коллективной безопасности. Германо-советский договор о ненападении».
Мероприятие прошло в форме круглого стола, имело информационно-познавательный характер.
__________________________________________________________________________