Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
- прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
Различные области профилактики
Чувства
Умение распознать и доверять собственным чувствам имеет очень важное значение для выстраивания общения с людьми и способности защитить себя. Стать взрослыми – это не значит научиться справляться со своими чувствами, это значит научиться распознавать и называть огромное количество разнообразных, перепутанных и противоречивых чувств.
Очень важно уметь признавать и уважать не только собственные чувства, но и чувства других людей.
Приятные и неприятные прикосновения
Дети и подростки имеют право принимать решения относительно собственного тела – в том числе о том, кто, когда, как и где может к ним прикасаться. Общаясь с детьми, необходимо научить их пониманию того, что их тело ценно, уникально и нуждается в защите. Всем детям нужна нежность и ласка. Но часто взрослые прикасаются к ним, не спрашивая, как будто, так и надо. На нас, взрослых, лежит ответственность замечать и пресекать такого рода контакты.
Прикосновения бывают разными: приятными или неприятными, а также возбуждающими необычные чувства, и дети хорошо способных их различать. Важно тренировать детей в распознании различных видов прикосновений, ведь во время сексуальных домогательств огромную роль играют именно те прикосновения, что возбуждают «необычные» или «странные» чувства.
Сексуальное образование
Для того, чтобы дети и подростки воспринимали свои тела и сексуальность как что-то позитивное и прекрасное, что-то, что нужно беречь и защищать, необходимо обеспечить им адекватное половое воспитание в соответствующей возрасту форме. Дети должны знать термины, обозначающие различные части их тел и аспекты сексуальности, и не бояться их произнести, а также получать серьёзные и правдивые ответы на свои вопросы.
Тайны чудесные и тайны неприятные
Есть чудесные тайны, за которыми скрывается радость, а есть гнетущие, неприятные тайны, создающие страх и дискомфорт. Мы обсуждаем с детьми, что такие тайны, которые связаны со страхом и угрозами, – это не тайны, а шантаж, и что рассказать о них – это не предательство.
Умение ставить границы
Все люди имеют право на личные границы, право сказать «нет» и быть при этом услышанными. Дети смотрят на нас и важно, чтобы мы, взрослые, ясно обозначали собственные границы и говорили об этом с детьми. Дети и подростки должны видеть перед собой пример того, что они могут сказать «нет», и это «нет» будет услышано.
Просить о помощи – это смело
Просить о помощи и поддержке – это не признак слабости, а совсем наоборот. И маленькие, и большие дети должны понимать, что они могут попросить о помощи и имеют право выбирать, к кому за этой помощью обратиться. Если ребенку не поверили, важно поговорить об этом и подсказать возможности, к кому ещё можно пойти. Это нормально, если ребёнок найдёт другого человека, которому сможет доверять. Вся вина лежит только на тех, кто нарушает границы, запутывает и эксплуатирует других.
Дети часто чувствуют себя виноватыми. Не только в тех случаях, когда взрослые им не верят или несправедливо обвиняют, но когда с ними происходит что-то «странное», «тайное» или «постыдное». Наша обязанность как взрослых людей – снять с детей этот груз вины и дать им понять, что они не виноваты, когда кто-то создаёт неприятную обстановку, прикасается к ним или разговаривает с ними так, как им не нравится.
Помощь в борьбе с навязанными ролями и ожиданиями
Дети получают информацию о том, как надо себя вести, от нас, взрослых, а так же из СМИ, из языка и визуальных образов, которые их окружают, – например, представление о том, что мальчикам нужно больше места, а девочки должны быть уступчивыми и прощающими.
Важно, чтобы мы осознанно относились к такого рода моделям и учили детей выражать весь спектр эмоций и типов поведения. Рядом с нами есть дети, которые сильно страдают от такого якобы "нормального" поведения и сражаются против навязывания им гендерных стереотипов. Дети, которых игнорируют, сексуализируют или обижают сверстники и сверстницы, – это дети, которые просто хотят быть самими собой и нуждаются в нашей поддержке; ведь им понадобится так много смелости и сил, чтобы пройти свой собственный путь среди навязываемых в обществе норм и несправедливости.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие
Практические рекомендации детям и родителям,которые могут помочь предупредить преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних
ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ