РУС БЕЛ ENG

Летний оздоровительный период

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования воспитанников в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

- включенность педагога в деятельность наравне с воспитанниками;

- добровольное присоединение воспитанников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение воспитанников во время деятельности;

- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности воспитанников физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

- утреннюю гимнастику;

- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

- самостоятельную двигательную деятельность;

- закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

- комплекс общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание сюжета;

- 3-4 подвижные игры;

- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

- оздоровительный бег на участке;

- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности воспитанников и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание уделяться индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала осуществляться с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

- комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной);

- профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

- развитие координационных способностей;

- развитие физических качеств;

- совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

- элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

- игры с элементами спортивного ориентирования.

- комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления в дошкольном учреждении образования созданы следующие условия:

- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания включены в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

- многократное умывание в течение дня;

- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

- изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

- музыкальное искусство;

- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

- включение изобразительной деятельности в детские праздники;

- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

- использование музыки в режимных моментах;

- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

- сольное и коллективное музицирование;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

- на прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки – хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

  1. Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
  2. Музыкальные игры с пением, хороводы.
  3. Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

- развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

- формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

- формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

- развитие музыкально-творческих способностей.

  1. Игры с музыкальными инструментами.
  2. Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

свернуть

Питание ребенка летом

Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.

Как организовать питание ребенка в летнее время?

Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).

Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.

Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.

В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.

Уважаемые родители, запомните!

Морковный сок способствует нормализации обмена веществ, улучшая процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.

Свекольный сок нормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды.

Томатный сок нормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца, содержит много витамина С.

Банановый сок содержит много витамина С.

Яблочный сок укрепляет сердечно-сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.

Виноградный сок обладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, способствует снижению артериального давления.

 

 

свернуть

Отдыхаем вместе с детьми безопасно и с любовью

Лето – это самое долгожданное и любимое время года. Детям нравится резвиться на зеленой мягкой травке, греться под теплыми солнечными лучами.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности, необходимые навыки безопасного поведения, умения организовать свою деятельность. Организация семейного досуга– это время, проведенное всем вместе за любимыми занятиями – просмотром разных интересных передач, совместной прогулкой, чтением, настольными играми, беседами и т.д. Совместный семейный отдых и досуг не только укрепляет отношения, но и указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания. Ведь настоящая дружба между взрослыми и детьми начинается именно тогда, когда все вместе проводят время.

К сожалению, родители очень заняты работой и домашними заботами и имеют крайне мало свободного времени. И если оно все-таки появляется, единственное, на что тратится — это социальные сети, телевизор, на свое развитие и отдых. В большинстве семей родители не используют имеющиеся возможности для совместного досуга – надежного способа формирования родовых традиций и фундамента крепких отношений. Одной из причин является разность интересов детей и родителей, сестер и братьев разного возраста. Тем не менее найти объединяющую всех общую идею не так уж и сложно. Правильный подход и создание благоприятной атмосферы увлекут членов семьи еще в процессе подготовки досуга. Возможно, это сформирует в детях правильное отношение к семье.

Словом «досуг» обозначается широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами различной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с друзьями и родственниками. Содержание семейного отдыха и досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы бывают разными…. Досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Правильно и интересно организованный досуг – это яркие и запоминающиеся на всю жизнь впечатления. Самые яркие впечатления у детей остаются от совместных поездок с родителями на отдых, на пикник. Дети с восторгом рассказывают об этом своим друзьям, о том где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят ребенку собственных впечатлений, собственной живой мысли и собственного действия. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком и этим человеком для ребенка должен быть в первую очередь родителей. Во время совместного отдыха обращайте внимание ребёнка на окружающую среду, рассказывайте о природе и животных, объясняйте, как нужно вести себя на природе (в лесу, возле водоёмов и т.д.), о правилах безопасного поведения. Играйте с детьми в различные игры: игра в слова, игры на внимание, подвижные игры (напр., футбол, прятки, игры с мячом, «раз, два, три – к кустику (берёзе, дереву, маме  т.д.) беги. Отдохнуть всей семьёй можно и при просмотре  видеофильма или телепередачи (главное-чтобы она нравилась всем членам семьи), чтении книги сообща (по-очереди), занятиях спортом, вечерних беседах перед сном о прожитом дне.

Достаточно выделить хотя бы один день на неделе (месяце) для того, чтобы выехать с семьёй на прогулку (поездку, поход, пикник), во время которого также можно обсудить все события, произошедшие в семье. Это еще больше сблизит всех родных.

Чтобы интересно и с пользой повести семейный досуг – его необходимо заранее спланировать. Для начала переговорите со своими домочадцами и выясните, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Если желания у всех разные-найдите компромиссный вариант. Спланируйте несколько вариантов досуга – требующих финансовых затрат и не требующих. Учитывайте одно условие  при организации семейного досуга:лучший отдых-это перемена вида  деятельности.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о детях и их безопасности. Ваша задача-организовать безопасный отдых и оздоровление с любовью. Проводите больше времени с детьми, играйте вместе с ними, ходите в походы и на прогулки!

Помните! Родительская любовь и семейный отдых делают детей счастливыми, уверенными в себе и позволяют сохранить дружную и крепкую семью.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ для РОДИТЕЛЕЙ

 Летний период представляет собой уникальную возможность для укрепления здоровья у детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни, а  также навыкам безопасного поведения в природе.

Важно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился.

Безусловно, самое главное для каждого ребенка в летний период - его прибывание на свежем воздухе как можно больше, причем независимо от погоды (если это не шквалистый ветер и розы). На воздухе должны проходить игры, всевозможные занятия, прогулки.

Некоторые семьи для этого отправляются на отдых к морю, другие - к бабушке в деревню, в третьи - в детский лагерь или санаторий. В любом случае, подобное времяпрепровождение всегда лучше, чем просиживание перед компьютером или телевизором, поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы дети не проводили три самых теплых месяца в четырех стенах.

Важное значение имеет одежда: чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды. одежда детей постепенно должна облегчаться. В жаркую погоду необходимо ограничиваться однослойной одеждой. не надо бояться оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите, но во всем должен соблюдаться принцип индивидуального подхода.

Хорошо закаляет детей хождение босиком. Не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена. Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

Прекрасное средство закаливания - разнообразные подвижные игры. Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении и удлинить пребывание на воздухе. 

В летний период с целью закаливания нужно чаще использовать водные процедуры: обтирание, обливание, купание, плескание в мини-бассейнах, использование душа.

Значительную пользу для детского организма несут лучи ультрафиолета. Однако, не следует забывать о наличии головного убора у детей.

Большое значение для оздоровления детей имеет и  правильная организация питания: летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка.

Не забывайте и про первые овощи, богатые минеральными веществами и витаминами.

Необходимо соблюдать питьевой режим. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

Отдыхайте с удовольствием!

 

свернуть

Профилактика несчастных случаев на водоемах

Наступил долгожданный купальный сезон. Сотни жителей города устремляются в выходные дни поближе к воде. Свежий воздух, солнце, купание не только доставляют удовольствие, но и служат хорошим средством закаливания организма. Вместе с этим вода регулярно уносит жизни людей. Пик гибели людей на воде происходит в период купального сезона. Абсолютное большинство несчастных случаев фиксируется в конце рабочей недели, в выходные и праздничные дни на водоемах, в местах, необорудованных для купания, и в вечернее время суток.

Основными причинами гибели людей является купание в необорудованных местах, несоблюдение элементарных правил поведения на воде, купание в состоянии алкогольного опьянения. Большинство несчастных случаев с участием детей происходит вследствие купания без присмотра взрослых.

Открытые водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана.

Большинство несчастных случаев на воде можно было бы предотвратить, предприняв некоторые несложные меры. Пожалуй, главные из них - воздержание от алкоголя во время занятий плаванием и водным спортом, установление тесных контактов между всеми участниками водных мероприятий.

ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – ЗАЛОГ ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лучшее время суток для купания - 8-10 часов утра и 17-19 часов вечера. Не следует купаться раньше, чем через час-полтора после приема пищи. Взрослые должны ознакомить детей с правилами безопасности на водных объектах, прежде чем дети отправятся в лагеря, туристические походы, пикники. Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде. Перед купанием следует отдохнуть. Не рекомендуется входить в воду разгоряченными. Не отплывайте далеко от берега, не заплывайте за предупредительные знаки. Купайтесь в специально отведенных и оборудованных для этого местах. Перед купанием в незнакомых местах обследуйте дно. Входите в воду осторожно, медленно, когда вода дойдет вам до пояса, остановитесь и быстро окунитесь. Никогда не плавайте в одиночестве, особенно, если не уверены в своих силах. Не подавайте ложных сигналов бедствия. Не заплывайте в одиночку далеко. Люди, занимающиеся подводным нырянием, иногда перед погружением под воду делают серию глубоких вдохов. Это действительно насыщает кислородом кровь и позволяет дольше продержаться под водой, но иногда это одновременно приводит

к обмороку, при котором человек совершенно неожиданно теряет сознание и оказывается в исключительно опасной ситуации.

ЗА ДЕТЬМИ – ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ

Следите за играми детей даже на мелководье, потому что они могут во время игр упасть и захлебнуться. Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами - в пылу азарта вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание. Учиться плавать дети могут только под контролем взрослых. Внимательно следите за детьми и ни в коем случае не оставляйте их без присмотра возле воды. Вода глубиной в несколько десятков сантиметров - этого вполне достаточно для того, чтобы случилась трагедия.

Среди тех, кто тонет в ваннах (и даже в лужах), большую часть составляют маленькие дети. Не очень полагайтесь на всякие надувные устройства, поддерживающие ребенка на плаву. И детям, и наблюдающим за ними взрослым они внушают ложное чувство безопасности. Иногда малыши выпадают из них, а иногда вместе с ними переворачиваются в воде вниз головой. Примерно две трети несчастных случаев на воде с детьми происходит, когда взрослые хоть ненадолго перестают за ними наблюдать.

Никогда не позволяйте плавать ребенку одному: его должен обязательно сопровождать взрослый или другой ребенок, который сможет поднять тревогу, если внезапно произойдет несчастный случай, который могут не заметить спасатель и другие купальщики. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.

Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

Меры предупреждения несчастных случаев на воде

Самая острая и болезненная тема – это гибель детей. Основными причинами детского травматизма на воде являются неумение детей плавать и нахождение их возле воды без присмотра взрослых.

Вода не страшна тем, кто умеет плавать. Человек, умеющий хорошо плавать, чувствует себя на воде спокойно, уверенно и в случае необходимости может помочь попавшему в беду. Умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасности на воде, но надо помнить, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

Купаться рекомендуется в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях с обязательным прохождением медицинского освидетельствования и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка места для купания. В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 метров), нет сильного течения и водоворотов.

Смертельно опасно для жизни прыгать в воду в неизвестных местах – можно удариться головой о грунт, сломать себе шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Также опасно прыгать с мостов, плотов, пристаней и других сооружений – под водой могут быть сваи, рельсы, камни, арматура и т. п.

При плавании часто случается «хлебнуть» воды. Чтобы избавиться от воды попавшей в дыхательное горло и мешающей дышать, нужно немедленно остановиться, энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и подняв голову как можно выше, сильно откашляться. Чтобы избежать захлёбывания в воде, пловец должен соблюдать правильный ритм дыхания. Плавая в волнах, нужно внимательно следить за тем, чтобы делать вдох, когда находишься между гребнями волн. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. Если волна идет с гребнем, то лучше всего подныривать под нее немного ниже гребня.

Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу.

Никогда не следует подплывать к водоворотам. Это самая большая опасность на воде. Оказавшись же в водовороте, не следует поддаваться страху и терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Нужно лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыли. Если так не удается освободиться от растений, тогда освободив руки нужно поджать под себя ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.

Многие купающиеся часто подплывают к судам, чтобы приятно покачаться на волнах. Это чрезвычайно опасно для жизни. Вблизи идущего теплохода, катера, лодки возникают различные опасные водовороты, волны, течения. Особенно опасно заплывать в вечернее время, с проходящих судов пловца могут не заметить, и он окажется жертвой несчастного случая.

Для неумеющих плавать и плохо плавающих людей особую опасность представляют надувные плавсредства: камеры, пояса и т. п. На таких плавсредствах ни в коем случае нельзя заплывать на глубокое место, так как, в любое время может случиться потеря воздуха и неумеющий плавать окажется в беде.

Нельзя допускать игры в воде с захватом конечностей друг друга, задержкой дыхания и поднимать ложную тревогу.

На воде запрещается:

1) купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с запрещающими знаками и надписями;

2) заплывать за буйки, обозначающие границы плавания; 3) подплывать к любым плавсредствам, прыгать в воду с неприспособленных для этих целей сооружений;

4) загрязнять и засорять водоёмы и берега;

5) купаться в состоянии опьянения;

6) плавать на досках, брёвнах, лежаках, автомобильных камерах и других предметах, представляющих опасность для купания.

Взрослые обязаны не допускать купание детей в неустановленных местах и без присмотра взрослых.

Каждый гражданин обязан оказывать посильную помощь людям терпящим бедствие на воде.

Отправляясь на водоём, всегда помните известное правило: «С водой не шути!»

свернуть

Профилактика острых кишечных инфекций

Острые кишечные инфекционные заболевания являются самыми массовыми заболеваниями детей дошкольного и школьного возраста, особенно в летний период. Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы. Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов: бактерии, вирусы и простейшие. Источником инфекции является человек или животное.

Ведущие пути передачи:

  • контактно-бытовой(через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
  • пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
  • водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)

В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот: вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться, если попить воду из-под крана, парное (некипяченое) молоко. Кишечную палочку можно съесть вместе с некачественным кефиром или йогуртом. Возбудители сальмонеллеза попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, вареную колбасу, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень.      

Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся яды, токсины, которые выделяют микроорганизмы, и повреждения пищеварительного тракта, которые они вызывают. Кишечные инфекции могут протекать как острый гастрит (с рвотой), энтерит (с поносом), гастроэнтерит (и с рвотой, и с поносом), энтероколит (с поражением всего кишечника). После попадания микробов в организм заболевание начинается через 6-48 часов.

Предрасполагающими факторами для возникновения кишечных инфекций являются:

  • летнее время года — повышенная температура воздуха способствует размножению возбудителей в воде, почве, продуктах;
  • иммунодефицитные состояния у детей;
  • перинатальная патология центральной нервной системы.

Кишечными инфекциями чаще болеют летом. Это связано с тем, что в жару мы пьем больше жидкости, а, значит, желудочный сок, убивающий вредные микробы, разбавляется. Кроме того, летом мы чаще пьем некипяченую воду (из родников и из-под крана).

Входными воротами и органом-«мишенью» является желудочно-кишечный тракт.

Основные группы симптомов заболевания следующие:

  • лихорадка, слабость, снижение аппетита
  • диарея, рвота, вздутие живота
  • боли в животе

О тяжести заболевания говорят западение глаз, заострение черт лица, западение большого родничка, сухие губы, судороги. Грозным симптомом, говорящим о крайней тяжести заболевания, является отсутствие мочи у ребенка более 6 часов.

Обратите внимание!

При диарее, сопровождающейся болями в животе, признаками интоксикации:

  • Не применяйте болеутоляющие препараты — это может сильно затруднить диагностику. Болеутоляющие лекарства могут скрыть проявления хирургических болезней (аппендицита, острого холецистита и других);
  • Нельзя применять грелку, т.к. это может усилить воспаление и спровоцировать резкое ухудшение состояния ребёнка;
  • Не делайте клизму с горячей водой, особенно при повышении температуры.
  • Не давайте ребенку при поносе вяжущих (закрепляющих) средств — имодиум, лопедиум и т.д.., в этом случае течение болезни может осложниться, т.к. вместо ускоренного выведения токсинов из организма, вы спровоцируете их накопление.
  • При инфекционных заболеваниях, протекающих с повышением температуры, поносом, рвотой; подозрении на хирургическое заболевание ни в коем случае нельзя применять гомеопатические средства. Такие состояния требуют консультации врача и общепринятой терапии; промедление в назначении традиционных лекарств может привести к печальным последствиям.

Итак, чтобы избежать острых кишечных инфекций у детей следует:

  • строго соблюдать правила личной гигиены, чаще и тщательно мыть руки с мылом, особенно - перед едой и после посещения туалета;
  • использовать кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества;
  • овощи, фрукты, ягоды тщательно мыть перед употреблением под проточной водопроводной водой, а для маленьких детей – кипяченой;
  • использовать только чистую упаковку (полиэтилен, контейнеры для пищевых продуктов и т.п.);
  • не приобретать продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли;
  • соблюдать правила гигиены при приготовлении горячих и холодных блюд, сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, особенно скоропортящихся, сырые продукты и готовую пищу следует хранить раздельно;
  • тщательно прожаривать или проваривать продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты;
  • скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике при температуре 2-6?С;
  • не смешивать свежеприготовленную пищу с остатками от предыдущего дня, но если готовая пища остается на другой день, то перед употреблением ее необходимо подвергнуть термической обработке (прокипятить или прожарить).
  • не скапливать мусор и пищевые отходы, не допускайте появления мух и тараканов;
  • постоянно поддерживать чистоту в жилище и соблюдать правила личной гигиены, не давать маленьким детям некипяченое разливное молоко, сырые яйца, использовать для приготовления пищи только свежие продукты.

Итак, чтобы уберечься от острых кишечных инфекций, достаточно соблюдать следующие несложные правила: пить воду и молоко в кипяченом виде, мыть овощи и фрукты горячей водой, оберегать от мух пищевые продукты, соблюдать правила и сроки хранения пищевых продуктов, мыть руки перед едой и не грызть ногти. Если, несмотря на все меры предосторожности, все же появляются первые признаки острых кишечных инфекций (тошнота, многократная рвота, понос, схваткообразные боли в животе, боли в области желудка), необходимо сразу обратиться за медицинской помощью. Только врач может правильно назначить лечение и определить необходимые меры профилактики болезни для лиц, контактирующих с больными. Самолечение опасно для самого больного, т.к. в результате несвоевременного, неправильного лечения развиваются хронические формы болезни.

свернуть

Правила оказания первой помощи

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ, ТРАВМАХ, УШИБАХ

Ушибленное место опухает, появляется синяк. Если кожные покровы не нарушены, нет ссадин, на травмированное место рекомендуется наложить холодные примочки, обеспечить его покой, что уменьшит болевые ощущения.

Ушиб головы может сопровождаться кровоизлиянием в мозг, его сотрясением. Ребенок жалуется на головную боль, шум в ушах, слабость; бледнеет, появляется рвота. При сильном сотрясении отмечается значительное головокружение и даже потеря сознания. Такие признаки иногда появляются не сразу, а через несколько часов. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за упавшим ребенком даже при малейшем подозрении на ушиб головы, например, при падении с горки, с качелей, велосипеда, столкновении партнеров по игре и т.п. При появлении признаков сотрясения мозга взрослые должны обеспечить ребенку полный покой, уложить его, на голову – холод, к ногам – грелки, и вызвать врача.

РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК И СУХОЖИЛИЙ

Такие повреждения связаны с неудачными прыжками, поворотами, резкими движениями. При беге и прыжках чаще бывает растяжение голеностопного сустава, при падениях на руку – лучезапястного сустава. В отдельных случаях наблюдается растяжение коленного или локтевого суставов. Травмированный сустав припухает, движения его становятся ограниченными, болезненными. Следует наложить на поврежденное место тугую повязку из бинта, другой мягкой ткани, и этим обеспечить неподвижность сустава. Поверх повязки можно наложить что-то холодное (пузырь со льдом). При значительной болезненности, припухлости, ограниченности движений следует показать ребенка врачу-травматологу.

ВЫВИХ

Вывих отличается от растяжения тем, что помимо растяжения связок случается их разрыв, бывает нарушение суставной сумки, смещение концов костей, составляющих сустав. Он опухает, появляется кровоподтек. Любое движение вызывает резкую боль. Наблюдается ненормальное положение руки или ноги. Надо сразу же обеспечить неподвижность поврежденной конечности: руку подвесить, а если вывихнута нога, уложить ребенка на мягкое. Ни в коем случае нельзя пытаться самому вправить вывих – пострадавшего нужно показать врачу.

ПЕРЕЛОМ

Перелом может быть закрытым (кожные покровы остаются целыми) и открытым. Открытый перелом опаснее тем, что наряду с переломом образуется открытая рана, и в нее может попасть инфекция. При переломах любое самое незначительное движение вызывает резкую боль. Изменяется внешняя форма поврежденной конечности, могут появиться ненормальные выступы, искривления.

Необходимый полный покой для поврежденной конечности обеспечивается применением шин. Сначала надо на конечность положить что-либо мягкое (марлю, ткань, вату), затем, захватив два сустава выше или ниже перелома, наложить шину (дощечку, палку, пучок прутьев) и прибинтовать. Если произошел перелом голени, шина должна захватывать стопу и половину бедра, при переломе предплечья - лучезапястный и локтевой суставы. Сложнее обеспечить неподвижность при открытом переломе. В этом случае перед тем как наложить шину, необходимо смазать кожу возле раны йодом и на рану наложить стерильную повязку. Обязательно вызвать врача.

РАНА

При ранении нарушается целостность кожи, слизистых оболочек, нередко и мышц. Надо сразу же принять меры для дезинфекции, используя йод (5 – 10%ная спиртовая настойка), марганцовокислый калий (слабые растворы – 1:1000 и 0,5-%), «зеленку» (бриллиантовый зеленый краситель). Нельзя промывать рану водой, касаться ее руками, на которых всегда есть микробы. Ссадины, царапины, неглубокие порезы необходимо обработать обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом. У более крупной раны обработать края, на нее наложить стерильную повязку.

При пешеходных прогулках, ходьбе без носков или в новой обуви может появиться ПОТЕРТОСТЬ НОГ. Легкая потертость не нарушает кожных покровов: имеется покраснение, пузырь, под которым скапливается жидкость. Его вскрывать не надо. Лучше осторожно промыть слабым дезинфицирующим раствором, смазать йодом и наложить стерильную повязку. Следует обязательно сменить носки и поменять обувь на более просторную и мягкую.

КРОВОТЕЧЕНИЕ

Кровотечение возникает при ушибах, порезах. Ребенку надо внушить, что не произошло ничего страшного, сейчас ему помогут. Если кровь идет из носа, усадить малыша с откинутой головой назад, расстегнуть ворот, пояс, прижать пальцами крылья носа, положить на переносицу холодную примочку. При обильном кровотечении можно носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченными раствором перекиси водорода.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ

 Первое знакомство малыша с огромным миром насекомых не всегда проходит гладко. При укусах насекомые выделяют биологически  активный яд. Когда пчела или оса кусают ребёнка, такая высокая биологическая активность может сыграть отрицательную роль. При одиночных укусах, как правило, возникает жжение, боль, зуд, место укуса краснеет и отекает. Ситуация может осложниться, если ребёнка укусили в лицо, шею или даже в язык или слизистую рта. Сильный отёк, неизбежен.

Первая помощь при укусах пчел и ос.

Если в ранке осталось жало, его можно извлечь пинцетом, а при отсутствии такового просто пальцами. Жало остаётся только после пчелиной атаки.

Место укуса протрите спиртовым раствором (водкой или одеколоном), перекисью водорода, слабым раствором столового или яблочного уксуса, приложите холод. Это может быть и мокрое махровое полотенце, грелка с холодной водой или кусочек льда. Лучше, если лёд приготовлен из настоя ромашки, череды или тысячелистника. При множественных укусах, по согласованию с врачом, применяют антигистаминные препараты  и дают ребёнку обильное горячее питьё. 

При комариных укусах снять зуд поможет кусочек льда с настоем мяты (или просто свежие слегка помятые в руках листья этого пахучего растения), раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды), сок лимона.

Очень неприятный представитель мира насекомых – слепень. Это – крупное, очень быстрое и очень болезненно кусающееся насекомое. За один укус слепень может выпить до 200 мг крови. Слепни очень любят тепло и свет, так что нападают они днём и вечером, до наступления темноты. Укус слепня очень неприятный и болезненный, это связано как с большими размерами ранки, так и с попаданием в неё во время укуса особой слюны. Она содержит токсические вещества, препятствующие свёртыванию крови. Место укуса сильно припухает и очень болит. Аллергических проявлений, как правило, не бывает (только при множественных укусах). Главное при атаках слепня – не допускать проникновения инфекции в ранку, то есть надо от души смазать место укуса зелёнкой.

 ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К УКУСАМ НАСЕКОМЫХ

Её признак – возникновение через короткое время (от нескольких минут до получаса) на месте укуса распространённого отёка (больше 5 см), сопровождающегося болью, резким повышением температуры, ознобом. Одновременно может начаться слезотечение, у ребёнка потечёт из носа, он будет жаловаться на боли и ломоту в суставах. Кроме того, присутствует общая реакция организма – аллергическая сыпь, зуд, отёки лица, языка и гортани. У детей может начаться приступ удушья, рвота, случается потеря сознания. Иногда у особо «чувствительных» развивается анафилактический шок. Все эти состояния требуют немедленного начала интенсивной терапии. Срочно обратитесь к врачу. Если ребёнок страдает повышенной чувствительностью к пчелиному яду, то вы должны предпринять все возможные меры предосторожности. Нельзя гулять возле пасек; бродить босиком по траве; при виде подлетевшего шмеля или осы не надо пугаться, махать руками; нельзя гладить шмеля по мохнатой спинке, когда он сидит на цветке. Если в прошлом имелся случай общей аллергической реакции, у ребёнка всегда должна иметься при себе краткая памятка с адресом и телефоном, диагнозом и перечнем неотложных мероприятий, в случае укуса пчелы или осы.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СООБЩИТЕ О ДИАГНОЗЕ ВОСПИТАТЕЛЮ!

 

 

свернуть
поделиться в: